Содержание → УРОКИ ЧЕРНОБЫЛЯ → Часть 5
Понятие "культурный человек" в наше время приобретает иной смысл, чем в прошлом веке.
Однажды в Центральном Доме работников искусств проходила дискуссия. Все единодушно сошлись на одном: тот, кто не знает героев "Анны Карениной", не может считать себя культурным человеком.
Согласен. Однако можно ли говорить о "культуре" человека, если ему неведомо, почему бывает зима и лето?
Довелось в одной аудитории, где было 100 человек с высшим образованием, задать этот вопрос. И что же показал эксперимент? Правильно ответила лишь одна девушка: оказалось, она занималась в астрономическом кружке. ..
Может быть, и не стоило вспоминать этот анекдотичный случай, если бы он не имел, на мой взгляд, прямого отношения к аварии в Чернобыле.
Инженер из Харькова не в состоянии определить разницу между взрывом водорода и взрывом водородной бомбы, его коллега из Киева понятия не имеет, что такое естественный радиационный фон, молодая женщина из Краснодара убеждена, что "дети из Припяти заразят всек в округе радиацией", педагоги из Полтавы требуют, чтобы "в этом году не про давали рыбу из Днепра", и так далее и тому подобное. Хочется спросить: дорогие товарищи, чему же вы учились в школе? Наконец в вузе? ..
Да, можно простить старушку из села, что на Гомельщине, когда она просит рассказать о радиации - она могла и запамятовать, но тем, кому 20 или 40 лет, - разве простительно незнание? !
Каково же было мое удивление, когда в беседах с жителями Припяти выяснилось, что они весьма смутно представляют, что такое ядерная энергетика, а о радиобиологии и ионизирующих излучениях, уже не говоря об изотопах, вообще понятия не имеют. Казалось бы, им, жителям атомного города, положено это знать!
А тем руководителям, которые в масштабах области к республики отвечают за атомную энергетику? И вдруг в разговоре выяснилось, что руководить-то руководили, а книги по физике, по радиационной безопасности (популярные, конечно) взяли в руки лишь после аварии на станции.
Мы часто произносим слова "научно-техническая революция", "ускорение научно-технического прогресса" - век у нас такой. .. Стоит оглянуться всею лишь на дватри десятка лет в прошлое, сразу поймешь, насколько преобразился окружающий нас мир. В него пришли сложнейшие технические системы, он наполнен физикой и электроникой, машинами и механизмами, что даже трудно понять, как и почему они действуют. Но наш р. ек космонавтики, атома, электроники и информатики требует Знания. Причем постоянной учебы багажом прошлого не проживешь. И когда мы говорим о перестройке, то ее прежде всего надо начинать с себя.
С борьбы за Знание, которое должно соответствовать времени, иначе так и не сможешь оценить достоинства рождающейся новой техники и технологии. Если же - не поймешь ее, то как же за нее бороться?
Невежество порождает страх, паникерство и как следствие этого злопыхательство.
К сожалению, некоторые уроки из аварии до сих пор не извлечены, хотя надо было это сделать в первые же майские дни. Речь идет о "ликбезе по радиобиологии".
Конечно, когда по Киевскому телевидению выступает медики и разъясняют, что "в профилактических целяж надо принимать душ и протирать влажной тряпкой мебель", это полезно, хотя такая "профилактика" никогда не помешает. Но вот организовать постоянную просветительскую работу, то есть рассказывать о радиационной обстановке, о методах дезактивации, об изменениях изотопного состава почвы, об использовании овощей, даров леса, о реальных и мнимых опасностях, по-настояшему так и не удается. Не смогли пока наладить такую работу активисты Красного Креста, да и гражданской обороны. А ведь в отчетах руководства гражданской оборопы цифры впечатляют: на занятиях присутствовало столько-то миллионов человек, они сдали зачеты, прошли практику и т. д. Но вот случилась авария, и сразу же выяснилась цена этой отчетности - куда-то и "знания" подевались, и "активистов" не сыщешь. ..
Первые после аварии дни показали, что многих она застала врасплох. И лишь спустя недели маховик начал раскручиваться, причем его уже стало трудно тормозить. А это, в свою очередь, вызвало новые осложнения: оказалось, на площадку АЭС завезено материалов больше, чем необходимо, построены перевалочные базы там, где они не нужны, начали осуществляться работы, целесообразность которых под большим сомнением. .. Да, не было опыта. Да, такого масштаба авария случилась впервые. Да, многое было неожиданно. Все это верно, и следует учитывать необычайную сложность обстановки. Но можно ли было нечто подобное предвидеть?
Закладки
- Лишь только забрезжило утро, я вышел на улицу. Солнце…
- За 24 часа в Уртабулаке сгорало столько же газа, сколько…
- Дальнейшая история - перед вашими глазами. Шахты росли, совершенствовались,…
- После большого числа кропотливых экспериментов и расчетов…
- И даже будучи уверенным, что возникновение такой аварии…
- - Неплохо. - Значит, договорились? Все вопросительно посмотрели…
- В результате деления урана образуется более ста различных…
- Он помогает мне, человеку, он защищает меня от стихии. Наконец,…
- Описанная выше сценка - не что иное, как аварийная тренировка.…
- "Трудности были невероятные, - скажет позже Зернов, - наступила…
- Вскоре его отсекли от струящегося из-под земли газа, и факел…
- Записка из зала: "Я не согласен с тем, кто предлагает…
- В Чернобыле у пристани оживленно. Подходят баржи с…
- А выводы? Кровля машинного зала Чернобыльской АЭС была…
- На аэродроме толчок был почти неощутим. Авпамеханики, готовившие…
- "Отличники" прошли самое трудное - пережили даже такие условия,…
- Задумайся, читатель! Разгар гражданской войны, голод,…
- Множество палаточных городков раскинулись как внутри тридцатикилометровой…
Контактная форма
Для связи заполните все обязательные поля.
Обратная связь © 2010 — www.vasilii-dzyavchuk.narod.ru